Детская депрессия и ее проявления. Детская депрессия: причины, симптомы, как лечить Детская депрессия

– психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Общие сведения

Слово «депрессия » имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств . Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода , внутриутробных инфекциях , родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм , наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека , равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство , обусловленное разлукой . Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста . Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор , боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения , 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид . Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром , детским неврологом , психиатром . До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи , хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога . Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ , МРТ головного мозга . Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог . Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы : ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия . Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию . Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности . Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

На чтение 6 мин. Просмотров 392 Опубликовано 08.09.2018

Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.

Депрессия у детей до 3 лет

Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.

Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.

Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:

  • гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
  • тяжелые заболевания в раннем возрасте;
  • генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
  • потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
  • агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.

У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость

Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.

Депрессия дошкольников – причины и симптомы

По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.

В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.

Симптомы депрессии у дошкольников:

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.

Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

Депрессивные состояния у младших школьников

Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.


К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.

Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.

Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.

Симптомы депрессии у младших школьников:

  • снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
  • избегание контактов со сверстниками, родителями;
  • ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
  • рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
  • необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.

Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.

Подростковая депрессия

Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.

Причины депрессии:

  • неудачи в отношении с противоположным полом;
  • частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
  • внутренние конфликты и противоречия;
  • неудовлетворенность собственной внешностью;
  • увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
  • увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.

Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.

Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.

Методы лечения

Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.

Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.

Как лечить депрессию

  1. Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
  2. Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
  3. Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.

Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.

Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.

Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.

Заключение

Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.

Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

Какие особенности у детской депрессии?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

    нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

    боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

    кашель, нарушение вдоха;

    экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

    головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

    Длительное повышение температуры в пределах 37,1-38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Как заподозрить что у ребенка депрессия?

С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

    Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

    Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

    Безразличен, чрезмерно послушен.

    Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

    Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

    Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

    Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

    Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

    Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

    Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

    Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

    Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

    Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

    Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

    Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель - поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

Белоусова Екатерина ,
психолог

Депрессия у детей - это аффективное расстройство, которое сопровождается резким понижением настроения, ребенок не может чувствовать радость, у него развивается негативное мышление. А также наблюдается повышенная тревога, появляются ранее неизвестные ребенку страхи и фобии, появляются проблемы с социальной адаптацией. Заметны и соматические симптомы в виде головной боли, нарушенного пищеварения и общего недомогания. Более подробно о том, как вывести ребенка из депрессии, рассказывается в этой статье.

Общие сведения

Для начала хотелось бы разобраться в вопросе, что же такое депрессия и каково ее происхождение. Само слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает "давление", "подавлять". Проблема эта довольно распространенная и с каждым годом число обратившихся за помощью родителей растет. Может возникнуть депрессия у ребенка в год и значительно позже. Раннее депрессивное состояние говорит о том, что подобные проблемы будут беспокоить и подростка, а затем взрослого человека. Специалисты отметили, что заболевание это относится к сезонным, поскольку основной пик заболеваемости приходится на

Основные причины

Прежде чем говорить о способах лечения и методах профилактики, хотелось бы выделить причины депрессии у детей. Для каждого возрастного периода они разные. Когда ребенку 2 года, депрессия может иметь следующие причины:

  1. Поражения ЦНС. Подобное аффективное нарушение может быть результатом повреждения клеток мозга, которое может произойти из-за ряда патологий: родовая асфиксия, внутриутробная гипоксия или другие внутриутробные инфекции, нейроинфекции.
  2. Наследственная предрасположенность. Особенно подвержены депрессиям дети, ближайшие родственники которых имеют какие-то психические заболевания или же проблемы в области неврологии. Если вам известны подобные факты, то об этом нужно обязательно сообщить лечащему врачу.
  3. Сложные отношения в семье. Многое зависит от того, какая атмосфера в семье. Очень тяжело переносят маленькие дети разрыв с матерью или же ее эмоциональную отдаленность (алкоголизм, наркомания). Дети, живущие в условиях постоянных скандалов или подвержены насилию со стороны родителей, довольно часто чувствуют себя подавлено и впадают в депрессивное состояние.

Стоит отметить, что депрессия с маленькими детьми случается редко и если это происходит, то причина кроется во взаимоотношениях в семье.

Причины депрессии у дошкольника

Депрессия у ребенка 5 лет может проявиться на фоне того, что он знакомится с обществом, начинается активный процесс его социализации уже вне семьи. В этом возрасте или немного раньше малыши начинают посещать детский сад, где знакомятся с новыми детьми, порядками, правилами. В этом возрасте причины могут быть биологические или же на может повлиять неспособность ребенка укрепиться в новом коллективе.

  1. Стиль воспитания. Некоторые родители устанавливают тотальный контроль за своим чадом, он постоянно находится под опекой, по отношению к некоторым детям применяют насилие, ведут себя агрессивно. На фоне всего этого уровень невротизации ползет вверх и, конечно же, возникает депрессия.
  2. Социальные отношения. Когда ребенок идет в детский сад, он попадает в новый коллектив, и такого опыта общения у него еще не было. Могут возникать проблемы в общении со сверстниками или же ребенок не хочет подчиняться указаниям педагога. Все это накладывает отпечаток на эмоциональное состояние малыша.

Депрессия у младшего школьника

Что касается детей школьного возраста, то у них все перечисленные выше причины сохраняются и к ним добавляются новые. В этом возрасте ребенок идет в школу и снова попадает в новый коллектив. В школе требования к детям значительно выше, растет учебная нагрузка, родители могут многого требовать от новоиспеченного ученика. Особенно усложняет состояние ребенка то, что он не может справиться с тем, чего хотят от него взрослые. В результате этого у него может не только развиться депрессия, но и сильно упасть самооценка.

Классификация депрессий

Существует сразу несколько классификаций депрессии у детей. В первую очередь, хочется выделить те состояния, которые различаются по своей продолжительности и полноте проявлений. Здесь выделяются:

  • депрессивная реакция,
  • депрессивное расстройство,
  • депрессивный синдром.

Далее депрессии различают по характеру течения: адинамическая форма, для которой характерна сильная вялость ребенка, замедленные действия и монотонность, а также тревожную форму. Во второй можно наблюдать возникновение множества страхов и фобий у ребенка, он теряет спокойный сон, часто его мучат кошмары, малыш может стать слишком плаксивым.

Если обратиться к российским психиатрическим руководствам, то там можно найти следующую классификацию:

  1. Тревожное расстройство, которое было вызвано разлукой с кем-либо (чаще с матерью).
  2. Фобическое расстройство. Может быть диагностировано в том случае, если у ребенка были обнаружены некоторые страхи, которые этому возрасту не присущи.
  3. Социальное тревожное расстройство. Когда ребенок попадает в новый коллектив или же находится в незнакомой для него ситуации, у него может возникать сильная тревога, на фоне которой мы наблюдаем депрессию.
  4. Смешанные расстройства эмоций и поведения. К уже упомянутой тревоге и боязливости добавляются заметные нарушения в поведении. Ребенок может стать замкнутым и слишком агрессивным, любые социальные нормы перестают существовать для него.

Симптомы детской депрессии

Признаки депрессии у детей выявить сложно, поскольку они могут быть хорошо замаскированы. Маленькие дети еще не могут осознавать, что с ними происходит, почему у них портится настроение и, соответственно, не могут на это пожаловаться. Определить наличие депрессии можно по соматическим симптомам и по явно проявляющей себя тревожности.

Соматические признаки не заметить трудно. Ребенок может начать резко терять в весе, пропадает аппетит и сильно нарушается сон, наблюдается запор или диарея, малыш может жаловаться на различные боли в области головы, живота, различных мышц и суставов, сильно учащается сердцебиение. Если ребенок уже ходит в детский сад, то он может жаловаться на постоянную усталость, изъявлять желание отдохнуть, поспать. Школьники начинают симулировать различные заболевания, чтобы привлечь к себе внимание.

Что касается эмоционального состояния, то здесь, безусловно, проявляется тревожность. Ребенок весь день пребывает в напряжении, а ближе к вечеру все его страхи начинают усиливаться и достигают своего апогея ночью. Объяснить появление тревоги практически невозможно, поскольку даже сам ребенок не знает причины. Совсем маленькие детки очень много кричат и начинают плакать по любому поводу, особенно сильно их расстраивает уход мамы или же смена привычной обстановки, появление новых людей.

Могут возникнуть серьезные проблемы с адаптацией в детском саду и проблема эта довольно распространенная. Поскольку они думают, что мама отвела их туда навсегда и больше никогда не заберет. Но даже, когда они начинают понимать, что остаются здесь лишь на некоторое время, появляется новый страх, что мама просто забудет забрать его сегодня. С возрастом страхи не проходят, а лишь усиливаются, поскольку ребенок растет и его воображение начинает работать быстрее. Он начинает задумываться о смерти родителей, войне или о несчастных случаях. Именно в такие периоды развиваются фобии, которые потом преследуют человека на протяжении всей жизни. Таковым может быть портрет ребенка с тоскливой депрессией.

У школьников дела обстоят еще сложнее, поскольку они начинают терять интерес к жизни. Пропадает желание учиться, ходить в школу, общаться со сверстниками на уроках и во дворе. Они все чаще жалуются на скуку. Ребенок начинает чаще плакать, может нагрубить родителям и просто знакомым. На фоне всего этого можно наблюдать школьную дезадаптацию, когда у детей просто нет желания посещать учебное учреждение или учить уроки. Отсюда выплывает плохая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками.

Возможные осложнения

Осложнения детской депрессии могут быть самыми разными. Почти в пятидесяти процентах случаев появляются дополнительные расстройства в поведении и настроении. А более пятидесяти процентов пациентов потом получают тревожное расстройство. Большая часть больных навсегда остаются с серьезными нарушениями поведения, около двадцати процентов получают дистимию и почти тридцать процентов субстанционную зависимость. Но все это мелочи по сравнению с самым опасным результатом депрессии - суицидом. Больше половины больных детей задумываются о суициде и половина из них эти замыслы реализует. И каждая вторая попытка заканчивается, увы, "успешно".

Избежать всего этого можно лишь при проведении своевременной диагностики.

Диагностика

Давайте выясним, когда у ребенка депрессия, что делать маме и к какому врачу идти. Диагностику проводит сразу несколько специалистов: педиатр, психиатр и детский невролог. Пока ребенку не исполнилось четырех лет, используют метод исключения, проверяют наследственность пациента, состояние его ЦНС. В старшем возрасте врачей уже будет интересовать эмоциональное состояние ребенка, специалисты будут выявлять социальные причины, которые могли подобным образом повлиять на состояние малыша. Есть целый свод мероприятий, после проведения которых можно точно установить диагноз:

  1. Консультация у педиатра. Специалист должен провести полный осмотр пациента и поговорить с родителями, после чего ребенок сдает все анализы, чтобы исключить соматические заболевания.
  2. Обращение к узким специалистам. Если со своей стороны педиатр не видит никаких нарушений, то ребенок отправляется к другим специалистам, чтобы хирург, дерматолог и другие доктора, могли полностью исключить соматические заболевания.
  3. Консультация невролога. Этот специалист также проводит полный осмотр и назначает несколько исследований: УЗИ, МРТ головного мозга, ЭЭГ. По результатам этих анализов можно будет установить биологическую основу появившейся депрессии.
  4. Консультация психиатра. Только после исключения всех соматических расстройств, пациент может отправиться к психиатру, который будет исследовать поведение ребенка, оценит его эмоциональные реакции. Его задача - выяснить психологические причины депрессии и на основе своих наблюдений, а также на основе заключение невролога и педиатра установить точный диагноз.
  5. Клинический психолог. Последним с ребенком работает психолог. Когда малышу уже исполнилось четыре года, можно смело применять различные тесты и методики. Особенно эффективными в данном случае считаются рисуночные тесты, с помощью которых можно интерпретировать образный материал. Чаще всего психологи используют такие тесты как: "Дом. Дерево. Человек.", "Несуществующее животное", "Моя семья", тест Розенцвейга.

Лечение депрессии у ребенка

Лечить депрессию можно, используя лекарственную терапию и детскую психотерапию. Параллельно также могут проводиться мероприятия по социальной реабилитации. В комплексный подход включены:

  • Употребление антидепрессантов. Чаще всего специалисты рекомендуют употреблять селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Первый результат их действия можно заметить через несколько недель, побочных действий практически не имеют. Эти средства способны успокоить, обезболить, сгладить все проявления паники, избавить от множества фобий.
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия. Такую терапию проводит психолог, где учит ребенка проявлять свои чувства и эмоции, всячески поддерживает ребенка, используя различные техники, пытается изменить настроение и поведение своего маленького пациента. Основывается данный метод на расслаблении, используются дыхательные упражнения. Также весьма эффективно применение проективных методик. Здесь не только рисование, но и лепка, сказкотерапия.
  • Семейная психотерапия. Во время таких занятий специалист работает не только с ребенком, но и с его родителями. Цель занятий - восстановить гармоничные отношения в семье, помочь членам семьи найти "общий язык". Здесь родители должны научиться понимать своего ребенка, суметь помочь ему в трудной ситуации, сделать все для его скорейшего выздоровления.

Методы профилактики

Если у ребенка уже была депрессия ранее, то есть риск того, что произойдет повтор. Двадцать пять процентов детей уже через год вновь страдают от депрессии, у сорока процентов рецидив происходит через два года, и у семидесяти процентов проблема наблюдается повторно через пять лет. Почти у сорока процентов взрослых людей, которые в детском возрасте перенесли депрессию, диагностируют биполярное расстройство личности.

Своевременная профилактика позволит снизить риск возникновения первого эпизода и поможет предотвратить рецидив. Первое, с чего стоит начать, создать благоприятную атмосферу в семье, поддерживать доверительные отношения между членами семьи, всячески поддерживать ребенка в его начинаниях и принимать участие в его делах. Не стоит забывать о посещении специалистов, чтобы они контролировали эмоциональное состояние ребенка. Если есть необходимость, следует принимать необходимые препараты. Назначать или отменять лечение самостоятельно категорически запрещено, даже если внешне никаких признаков заболевания не проявляется.