Депрессии у подростков: проявление и лечение. Подростковая депрессия: причины, симптомы и лечение Подросток плачет без причины

Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.

Заблуждения и мифы о детском плаче

Большинство взрослых уже забыли о том, как это непросто – быть ребенком. Они смотрят на своих малышей сверху вниз и абсолютно их не понимают. Непонимание приводит в лучшем случае – к равнодушию, в худшем – к агрессии. При этом взрослые пребывают в уверенности, что уж они-то знают, что нужно сказать плачущему маленькому человеку и как правильно себя с ним вести. Увы – не знают. Поэтому пришла пора развенчать некоторые мифы о детском плаче.

Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам

В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.

Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков

Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.

Миф № 3. Само пройдет

Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.

Почему дети плачут?

Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.

Возможны следующие варианты:

  • Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.
  • Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».
  • Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.
  • У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.
  • У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.
  • В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.
  • У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Как помочь ребенку, который плачет

Нельзя

  • Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
  • Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
  • Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
  • Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.

Можно и нужно

  • Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
  • Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
  • Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
  • Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
  • Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
  • Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
  • Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
  • Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.

Подростковая депрессия (что необходимо знать о расстройстве врачу общей практики)

Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, - подростковую депрессию.

Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % - страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % - более одного эпизода до начала взрослой жизни.

В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

Нажмите для увеличения

Современный образ жизни негативно сказывается не только на здоровье взрослых, но и на детях. Нервные расстройства у детей встречаются очень часто, однако родители не в состоянии определить данную патологию, думая, что это очередной каприз. С подрастающим поколением обстоятельства складываются намного проще, ведь они способны рассказать о своих чувствах, а признаки нервного срыва у подростка помогают окончательно поставить диагноз. Дети же очень активны и порой сложно определить, когда действие исходит от нервозности, а в каком случае ему просто необходимо высвободить лишнюю энергию. Поэтому приходится прибегать к помощи специалистов.

Родителям необходимо следить за ребёнком и отмечать действия, которые входят в привычку. Нервный срыв проявляется у каждого человека по-разному, это же касается и детей. Одна личность замыкается в себе, другие наоборот предпочитают громко кричать и закатывать истерики. Если ваш ребёнок взял за привычку кататься по полу и дико кричать, лучше всего обратиться к невропатологу, который сможет развеять все сомнения. Согласно мнению специалистов, невроз возникает исключительно на почве , из-за чего эмоциональное состояние становится неуравновешенным.

К основным настораживающим факторам, можно отнести следующие симптомы:

  • Возникновение галлюцинаций;
  • Опережение по психическому развитию своих сверстников;
  • Ребёнок на полном серьёзе начинает фантазировать или обманывать;
  • Теряется интерес к жизни;
  • Сильный интерес к одному предмету в школе (чрезмерное увлечение).

Данные симптомы проявляются только на начальной стадии нервного срыва, и чтобы предотвратить их развитие, вовремя обращайтесь к невропатологу.

Как проявляются нервные расстройства у детей?

  1. Нервный тик. Очень часто нервные расстройства у детей проявляются в данной форме, которая выражается в неосознанном подёргивании конечностей, щёк, пожиманием плечами, беспричинным движением руки, причмокиванием и так далее. Если вы заметили нервный тик у ребёнка, когда он находится в спокойном состоянии, это является первым признаком нервного расстройства. При активной деятельности тик пропадает.
  2. Плохой сон или бессонница. Если ваш ребёнок ранее хорошо высыпался, но вдруг начинает постоянно ворочаться, беспокойно спать и просыпается очень часто, также стоит обратить внимание на этот симптом. При данной форме расстройства, дети также говорят во время сна, и он становится очень реалистичным.
  3. Невроз. Это наиболее серьёзная форма проявления болезни и родителям стоит обратить особое внимание на следующие симптомы: грусть, истерика, фобии, частые опасения, навязчивые движения, тихая речь, подавленность, панический страх. Как только вы заметили данные симптомы, срочно обратитесь к специалисту.
  4. Заикание. Эта форма расстройства встречается у детей в возрасте около трёх лет. В этот период малыш учится разговаривать. Очень важно не перегружать ребёнка, так как из-за информационной нагрузки, он может испытать стресс. В конечном счёте важен здоровый ребенок, а не потенциальный вундеркинд. Заикание также проявляется при разлуке с близкими.
  5. Энурез. Когда ребенок испытывает сильное потрясение, перевозбуждение, он мочится в постель. В этот период отмечается неустойчивое настроение, многочисленные капризы и повышенная плаксивость.
  6. Анорексия. Эта форма нервного расстройства выражается в потере аппетита. Если ребёнка в детстве заставляли есть, то в подростковом возрасте это, как правило, «выливается» в стремлении к стройной фигуре. Лечить анорексию лучше всего в раннем возрасте, так как подростки проявляют большую самостоятельность и полагаются на свою неопытность.

Очень часто к развитию нервного срыва приводит неправильное поведение родителей, несмотря на всю любовь с их стороны. Чтобы избежать развитие болезни и появления её в априори, старайтесь избегать следующих действий:

  • Отмечать недостатки ребёнка, постоянно указывая на их слабость, как бы стараясь искоренить их. В этом случае лучше сконцентрируйте на достатках, которые необходимо приобрести;
  • Отправлять ребёнка в две школы, кружки и прочие секции, которые ему не нравятся, создавая перегрузку;
  • Чрезмерная опека ребёнка;
  • Скандалы в семье;
  • Показывать, что ребёнок должен добиться расположение к своим родителям, заслужить его. Постарайтесь проявить свою любовь.

Лечение детей

Лечение нервных срывов у детей состоит из разных методик в психотерапии. В зависимости от возраста, можно использовать как несловесную, так и словесную терапию. Однако в основе любой техники лежит идея борьбы с беспокойством и страхами. Нужно уменьшить тревожность пациента, вернуть его к гармоничной жизни. Для этого требуется убрать все обиды, вину и выйти из стресса. Если нервный срыв наблюдается у ребёнка, то сеансы психотерапии желательно проводить со всей семьёй. Однако в случае с подростками лучше довериться профессионалу, не прибегая к помощи родителей. Тем более некоторые взрослые сами имеют нарушения личности.

Что касается применения медикаментозных средств, то они используются как дополнение и только в запущенных случаях. Препараты, конечно, могут ослабить тревоги и на время вылечить срыв, однако если не убрать причину, которая решается исключительно с психотерапевтом, болезнь вновь вернётся и, возможно, с большей силой.

Что следует делать родителям при нервном срыве у ребёнка?

Как правило, дети накапливают напряжение в детском саду или дома, которое рано или поздно вырывается наружу. Если вы чувствуете, что ребёнок находится на грани истерики, попробуйте следующие действия:

  1. Когда малыш уже на пределе и готов устроить истерику, улыбнитесь ему, поцелуйте и скажите шутку.
  2. Постарайтесь переключить внимание ребёнка. Сделать это нужно резко, чтобы вызвать удивление. Один из способов – изобразить истерику, сделав превентивный ход. В некоторых случаях это вызывает удивление и успокоение.

Что следует предпринять, если уже случился нервный срыв у ребёнка:

  • Оправьте ребёнка под прохладный душ. Если он не в состоянии сделать это самостоятельно, берите и несите в ванну. В крайнем случае брызните холодной водой в лицо или положить на лоб лёд, пакет замороженных овощей, полотенце, смоченное холодной водой. Как известно, холодная вода замедляет реакции в теле, смывается негативная энергетика, эмоции отступают;
  • Используйте зеркальную технику. Суть в том, чтобы повторять все действия, которые делает малыш. В маленьком возрасте это вызывает большое удивление и успокоение, истерика заменяется любопытством;
  • Если случился приступ, уберите подальше все опасные предметы, так как ребёнок не понимает, что делает, и не контролирует себя. Он может легко взять предмет и кинуть его куда захочет;
  • Создайте обстановку уединения. Некоторые успокаиваются, когда их оставляют одних, однако вам всё же нужно наблюдать за малышом незаметно.

Какие действия следует предпринять после случившейся истерики:

  • Приготовьте горячий чай и добавьте туда пару капель пустырника. Это успокоит нервную систему, мозг придёт в равновесие, и ребёнок уснёт;
  • Почаще заваривайте фиточаи со зверобоем, мятой, пустырником, фенхелем, лавандой. Особенно актуально, если ребёнок часто плачет и срывается.

Не забывайте про другие профилактические меры, в частности, витамины B способны убрать негативные эмоциональные реакции, уменьшить количество стрессов. Для нервной системы очень полезны печенье, сыр, яичный желток, свёкла, помидоры, груши, шпинат, цветная капуста, морковь и другие кисломолочные продукты. Недавно удалось доказать, что фолиевая кислота помогает снизить количество аминокислоты гомоцистеина, которая имеет повышенный уровень у детей склонных к истерике и нервному срыву.

Признак и причины нервного срыва у подростков

Нажмите для увеличения

Наверное, каждый человек с возрастом смотрит с опаской на подрастающее поколение, сравнивая свою молодость с современным поколением. В любом случае можно отметить, что подростки ведут себя крайне вызывающе, шумно, агрессивно и непристойно. Дома, конечно, практически все соблюдают правила приличия, однако в школе или на улице чаще всего поведение сильно меняется. В итоге, личности, которые очень доверчивы, подвержены эмоциям и неспособные защитить себя, получают психологические травмы, а они на порядок сильнее бьют по человеку, чем физические.

Перенесённая психологическая травма способна с возрастом или в течение всей жизни мешать полноценному развитию, если её не убрать. Так как на постсоветском пространстве ещё не принято ходить к психологу, люди вынуждены самостоятельно справляться с этими проблемами.

Какие причины способствуют развитию нервного срыва?

  • Неблагоприятный коллектив среди знакомых или в школе;
  • Неспособность постоять за себя и защитить свою точку зрения;
  • Неблагоприятный климат внутри семьи;
  • Отсутствие любимого занятия;
  • Частые стрессы и эмоциональное напряжение.
  • Признаки нервного срыва:

    • Подросток начинает замыкаться в себе, избегает всяческих контактов с друзьями, обвиняет других;
    • Проявляет чрезмерную активность. Однако такое встречается гораздо реже, так как выплеск эмоций, пусть даже в самом примитивном и безобразном виде, помогает личности избавиться от негатива;
    • Во время расслабления начинают дёргаться конечности тела;
    • Плохой сон и бессонница;
    • Постоянные диалоги и споры внутри личности;
    • Подавленность и апатия к окружающему миру.

    Родителям следует проявить максимум внимания, ведь нередко среди подрастающего поколения случаются суицидальные действия и складывается такое впечатление, что современное школьное образование только способствует этому. Проявите больше заботы, постарайтесь проводить выходные вместе, выезжая загород на рыбалку или просто на отдых. Это оградит подростка от дурных компаний, если таковые имеются. Подтолкните его записаться на интересные секции, где присутствует «здоровый» коллектив. Если ребёнок чувствует негативное и пренебрежительное отношение со стороны других подростков, отдайте в спортивную секцию, на борьбу или иные виды боя. Таким образом, он почувствует в себе уверенность, сможет отстоять свою точку зрения.

    Лечение подростков

    Как и любое лечение нервного срыва, подросткам необходимо выполнять определённые правила:

    • Избегать конфликтного общения, окружить себя благоприятным обществом;
    • Почаще пить фиточаи с успокаивающими травами;
    • Заняться лёгким спортом;
    • Слушать релаксирующую музыку;
    • При желании заняться йогой, медитацией;
    • Обязательно обратиться к психотерапевту, который поможет решить насущные проблемы и выявить причину нервного срыва.

    Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

    В среднем депрессия встречается у 2% детей и 5% подростков.

    Так как проявления депрессии у ребенка существенно отличаются от симптомов заболевания у взрослого, очень часто расстройство не диагностируется своевременно.

    Причины

    Выделяют следующие причины депрессии у детей и подростков:

    • Одной из причин возникновения депрессии у детей являются внутриутробные патологии. Длительная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, энцефалопатия новорожденных со временем может обернуться депрессией;
    • Нормальные взаимоотношения в семье — основной фактор формирования психически здорового ребенка. Но не во всех семьях все гладко. Одни дети растут в неполных семьях, другие — в семьях, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, третьи — в благополучных, на первых взгляд, семьях, только чрезмерная опека родителей не позволяет ребенку нормально развиваться, взрослеть, брать на себя ответственность;
    • Школа в плане социального развития после семьи находится на втором месте. Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, здесь он получает знания. В школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Только родители принимают своего ребенка таким, каким он есть (и то не всегда). В школе же нужно постоянно чему-то учиться, соответствовать, что-то доказывать. И не у всех это получается. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
    • Все знают сказку о гадком утенке, который потом превратился в прекрасного лебедя. Так вот подростковый возраст — это период «гадкого утенка». Не стоит забывать о гормональных перестройках, происходящих в организме подростка. Изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
    • Часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии. Эта предрасположенность заложена в генах. Такая депрессия называется эндогенной. У детей она возникает редко, у подростков встречается чаще. Возникать она может без видимой причины или сам фактор незначительный (двойка на уроке, кратковременная ссора с подругой), вроде бы и не должен был спровоцировать возникновение депрессии, но не тут-то было. может периодически обостряться;
    • Детский и подростковый возраст — время познания себя и окружающего мира. Далеко не все получается. Первая любовь, экзамены, поступление в колледж или ВУЗ, не всегда успешное, а еще ранние беременности, браки. В общем, проблем в этом возрасте достаточно, как и причин для аффективного расстройства.

    Основные проявления

    Типичные проявления депрессии, такие как сниженное настроение, двигательная заторможенность и замедление мышления, детям не свойственны.

    Эти симптомы встречаются в возрасте 12-14 лет и старше. Однако расстройство может развиваться и у дошкольников, описаны случаи депрессии у годовалых детей, только протекают аффективные расстройства у них атипично, маскированно.

    Многие родители видят, что с ребенком или подростком происходит что-то непонятное, но даже и не подозревают, что это депрессия.

    Как же тогда заподозрить наличие депрессии у ребенка, какие симптомы помогут в этом? Давайте детально остановимся на различных проявлениях детской и подростковой депрессии.

    Чаще всего наблюдаются такие симптомы депрессии у детей и подростков:

    • потеря интереса к жизни и способности получать настроение, угрюмость, раздражительность;
    • изменение аппетита (может как снижаться, так и повышаться);
    • вялость, потеря энергии;
    • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость);
    • снижение успеваемости, плохое отношение к школе;
    • агрессивность, несвойственная ранее;
    • замкнутость, нежелание общаться с друзьями, ровесниками;
    • чувство собственной неполноценности, никчемности или вины;
    • суицидальные мысли или попытки;
    • жалобы на ухудшение состояния здоровья без объективных причин для этого, при обследовании какие-либо значимые отклонения в работе внутренних органов не обнаруживаются.

    Клиническая картина

    В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.

    В столь юном возрасте основными проявлениями будут однообразное безрадостное настроение, выражение лица — печально-покорное. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.

    У детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

    Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту — нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться), сна (бессонница или сонливость), энурез (недержанием мочи), вялость, заторможенность, чередование тревожности с плаксивостью. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют.

    В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами: потерей интереса к играм, замкнутостью, вялостью, нарушением внимания и связанными с этим затруднениями в учебе. Энурез, снижение аппетита или повышение, и как следствие, ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи также могут возникать при депрессии.

    Проявления, которые могут наблюдаться у подростков

    У одних подростков может наблюдаться типичная картина депрессии: сниженное настроение, двигательная заторможенность, замедление мышления, у других — подростковая депрессия протекает атипично.

    В этом возрасте появляются идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»

    Предшествовать депрессивному эпизоду может длительное невыраженное снижение настроения — .

    Двигательная заторможенность встречается не часто.

    Некоторые родители не замечают происходящих в душе подростка переживаний, изменений, а лишь обращают внимание на неуспеваемость в школе, конфликты, ругают подростка за это, наказывают, и таким своим поведением могут еще более усугубить его состояние, подтолкнуть подростка к суицидальной попытке.

    Депрессия в подростковом возрасте часто маскируется психопатоподобным поведением, употреблением алкоголя, наркотических веществ. Подросток не понимает, что с ним происходит, старается подавить тягостные переживания с помощью алкоголя или наркотиков, а это может привести к возникновению .

    Подростковые депрессивные эквиваленты

    У многих подростков депрессия протекает атипично, на первый план выходят совершенно не свойственные симптомы, в таком случае говорят о подростковых депрессивных эквивалентах.

    Выделяют 3 основных эквивалента:

    • делинквентный;
    • ипохондрический;
    • астеноапатический.

    Делинквентный эквивалент

    Изменения в поведении и эмоциональном состоянии начинаются внезапно.

    Подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло». Забрасывает занятия, бродит по улицам. Может оказаться в асоциальной компании, начать выпивать, однако употребление алкоголя не дает ожидаемого .

    На всем поведении такого подростка лежит как бы печать отчаяния. Агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попытками. Если попробовать узнать, что не так с подростком, не беспокоит ли его депрессия, он будет отрицать ее наличие, а свое настроение определит как «обычное». Этот вариант чаще наблюдается в возрасте 13-17 лет.

    Ипохондрический эквивалент

    Проявляется он различными жалобами на ухудшение состояния здоровья. Имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются. Подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры. Могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми.

    Такие подростки часто говорят о болезни, связывают с ней свое плохое настроение и не возражают, что заболели от нервов. Они охотно будут принимать медикаменты, но могут преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у подростков, имеющих признаки истерической или . Чаще всего наблюдается в возрасте 15-18 лет.

    Астеноапатический эквивалент

    Первыми симптомами подростковой депрессии являются жалобы на затруднения в обучении. У подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала. При попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается.

    Сам подросток становится вялым, бездеятельным, возникают . Он никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку. На обвинения родных в лени реагирует раздражением.

    Типичное подростковое течение расстройства

    У подростков могут уже наблюдаться депрессивные расстройства, напоминающие таковые у взрослых, чаще всего это меланхолическая или тревожная депрессия.

    Меланхолический вариант

    Как правило, наблюдается у подростков в возрасте 15 лет и старше, преимущественно у девочек. Депрессивные расстройства представлены отчетливо: присутствует угнетенное настроение, малоподвижность, безысходная тоска. Такие подростки говорят тихим голосом, на вопросы дают короткие ответы, в подробности не вдаются. Имеющаяся заторможенность может достигать степени депрессивного ступора, когда подросток буквально замирает на месте, сидит неподвижно.

    Суицидальные мысли возникают постоянно, однако двигательная заторможенность не позволяет их осуществить.

    Для меланхолической депрессии, протекающей в подростковом возрасте, характерны идеи самообвинения, виновности перед родными, друзьями, учителями («это я во всем виновата», «без меня всем вам было бы легче», «от меня только одни несчастья»).

    Могут присутствовать такие симптомы как бессонница, утрата аппетита, отсутствие менструации (если она уже ранее была) у девочек.

    Тревожный вариант

    При данной депрессии ведущим симптомом является тревога. Подросток и сам не может объяснить, что его беспокоит, тревожит, часто может испытывать беспочвенные волнения по поводу того, что на него могут напасть, убить, исключить из школы и т. д.

    Тревога может сочетаться с трудностью восприятия окружающей обстановки, растерянностью, могут наблюдаться неглубокие нарушения ориентировки.

    Как протекает тревожная депрессий у взрослых вы можете прочитать .

    В следующей статье я остановлюсь на .

    Подростковая депрессия – это намного более серьезная проблема, чем просто наличие плохого настроения, так как такого рода поведение и ощущения подростка негативно сказываются на формировании психики и нормальной жизнедеятельности ребенка.

    Не так давно в одном из медицинских центров Австралии было проведено исследование, согласно которому производилось наблюдение за 400 подростками в возрасте от 10 до 14 лет.

    Согласно полученным результатам, примерно у 40 детей была четко выражена клиническая картина депрессии, а примерно у половины от оставшегося количества наблюдалась склонность к такому состоянию в будущем времени.

    • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
    • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
    • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
    • Здоровья Вам и Вашим близким!

    Не стоит пренебрегать у подростка и при малейших проблемах, замеченных у ребенка взрослыми, следует незамедлительно обращаться к специалистам.

    Причины

    Опытные медицинские работники, занимающиеся проблемами депрессивного поведения у подростков, выделяют следующие наиболее часто встречающиеся причины депрессии у детей:

    Патологии, которые произошли еще во время внутриутробного развития Гипоксия плода, инфекции и т.д.
    Проблемы внутри семьи Неполные семьи, частые конфликты, плохие взаимоотношения между родителями, злоупотребление спиртными напитками, наркомания и другое.
    Проблемы внутри школы Зачастую, когда ребенок не может утвердиться в своей школьной среде, испытывает гонения, унижения, обиды, отсутствие нормальных взаимоотношений со сверстниками, возникает неуверенность в себе, недовольство, а как следствие – депрессия.
    Гормональные перестройки Именно под их воздействием ребенок полностью перестраивается: меняется внешность, характер, функционирование организма в целом. Такого рода изменения могут повлечь неудовлетворенность собой, своим внешним видом, а при определенных обстоятельствах извне это приведет к депрессивному настроению.
    Предрасположенность к депрессии У некоторых подростков уже априори заложена на генном уровне. Такая патология называется эндогенной. Причиной для возникновения депрессивного настроя в этом случае может послужить даже незначительный повод, малейшая оплошность или неправильно сказанное слово.
    Подростковый возраст В это время ребенок не только познает себя, но и познает мир, напитывается новыми эмоциями, ощущениями, испытывает любовь и разочарование, меняет место учебы, выбирает своей жизненный путь и т.д. Не у всех эти процессы проходят гладко и в соответствии с ожиданиями. Именно это и приводит к депрессии.

    Признаки и симптомы

    Для того чтобы помочь ребенку справиться с наступающей депрессией, главное вовремя распознать негативный настрой у подростка.

    Как указывалось ранее, депрессия у несовершеннолетнего может возникнуть даже при незначительном поводе, который для взрослого может оказаться сущей ерундой, а вот подросток воспримет все по-другому – внутри разгорится буря эмоций, которая так и будет рваться наружу.

    Например, ваш ребенок получил в школе двойку или же считает, что вы слишком сильно его опекаете. Казалось бы, ничего страшного в этом нет, достаточно простого разговора и все встанет на свои места, но подросток думает по-другому и не спешит делиться своими переживаниями со взрослыми и близкими людьми.

    Так как взбудораженное состояние, некоторая агрессия и несдержанность свойственна практически всем детям переходного возраста, то родители не всегда могут отличить депрессию от обычных перепадов настроения и капризов.

    Именно поэтому существует ряд общих признаков, по которым можно судить о депрессивном состоянии ребенка:

    1. грустное настроение, состояние безнадежности на протяжении длительного промежутка времени;
    2. излишняя раздражительность, гневные выкрики и действия, враждебное отношение к окружающим;
    3. отказ от общения и совместного времяпрепровождения с друзьями и семьей;
    4. часто без причин хочется плакать;
    5. отсутствие интереса к тем вещам, к которым некогда проявлялась заинтересованность;
    6. постоянно хочется спать, сон плохой и беспокойный, слабый или отсутствующий аппетит;
    7. состояние беспокойства;
    8. быстрая утомляемость, апатия;
    9. слабая концентрация внимания;
    10. высказывания о смерти или суициде, как способе освобождения человека от проблем.
    Если вы заметили у подростка хотя бы несколько признаков из указанного списка, то без промедления обращайтесь к психологу.

    Разница между депрессией у подростка и у взрослого

    Между депрессивным состоянием взрослого и ребенка существует огромная разница. По большей части состоит она в том, что подростковой депрессии присущи некоторые признаки, которые могут не наблюдаться у взрослого населения.

    К ним относятся:

    Излишняя раздражительность, резкие перепады настроения, неконтролируемый гнев У взрослых, как правило, раздражительность заменяется чувством грусти и нежеланием вступать в перепалку, а вот подростки, напротив, будут сварливы, враждебно настроены, позволят себе гневные высказывания.
    Боли без каких-либо причин Дети, страдающие депрессией, часто жалуются на , боль в животе, мышцах и т.д. Если в результате тщательного обследования каких-либо проблем со здоровьем выявлено не было, то, скорее всего, это признак депрессии.
    Чувствительность к критически замечаниям Если взрослые спокойно могут перенести критику и даже не обратить на этот факт никакого внимания, то подростки, страдающие депрессией, при замечании в их адрес воспримут все неправильно: будут чувствовать себя неполноценными, ущербными и неспособными к принятию правильных решений.
    Внешняя ограниченность, т.е. замкнутость и ограждение от внешнего мира Этот признак присущ в состоянии депрессии абсолютно всем, но если взрослый полностью исключает контакты с внешним миром, то ребенок может ограничиться несколькими людьми, при этом общаться будет неохотно и мало.

    Типы

    Психиатры и психологи говорят, что депрессия детей довольно часто протекает несколько атипично, с несвойственными общей картине симптомами.

    В этом случае специалисты говорят о подростковых эквивалентах и разделяют их по типам:

    Делинкветный
    • В этом случае ребенок меняется внезапно, при этом изменения затрагивают как эмоции, так и поведение в общем.
    • Несовершеннолетний замыкается в себе, становится угрюмым, отказывается от любых контактов с родителями и преподавателями, отгораживается от школьных товарищей и друзей, грубит и дерзит, может пристраститься к выпивке и оказаться в компании асоциальных элементов.
    • На поведении подростка лежит печать отчаяния и поиска новых ощущений, чувства эйфории.
    • При разговоре с таким ребенком он будет мало отвечать на поставленные вопросы, отрицать факт упаднического настроения, депрессии. В этом случае ребенок характеризует себя и свое поведение как «обычное». Возможны суицидальные мысли и даже попытки свести счеты с жизнью.
    • Данный тип наиболее часто встречается среди подростков старшего возраста – от 14 до 17 лет.
    Ипохондрический
    • Первые симптомы такого эквивалента депрессии могу выражаться в жалобах на плохое самочувствие и постоянные боли. При обследовании, как правило, они не находят своего подтверждения.
    • Подросток под предлогом плохого самочувствия стремится не ходить на учебу, не заниматься каким-либо делом, много спит, разражается и плачет по любому поводу, постоянно проводит время в постели.
    • На вопросы относительно своего состояния, такие дети отвечают, что их поведение связано с болезнью, плохим самочувствием или нервным напряжением.
    • К данному типу склонны дети в возрасте от 15 до 18 лет.
    Астеноапатический
    • В этом случае ребенок не может сосредоточиться на учебе усвоении какого-либо материала, плохо запоминает какие-то события и факты. Как результат – плохая успеваемость и нежелание продолжать учебу.
    • Подросток быстро утомляется, не заинтересован в результате своего труда, становится апатичным, вялым, не стремится развлекаться и проводить время в компании сверстников. Если взрослые упрекают его излишней ленью, то в ответ может нагрубить и выказать раздражение.

    Что делать?

    Прежде чем переходить к более тяжелым формам терапии, связанным с приемом специальных медикаментов, необходимо испробовать другие методы и способы побороть депрессию.

    Есть несколько вариантов немедикаментозного лечения этого недуга:

    • индивидуальная терапия;
    • занятия в группе детей со схожими проблемами;
    • семейные тренинги.

    Так называемые методы психологической терапии подходят для легкой степени депрессии или умеренного ее проявления. Если речь идет о тяжелых формах заболевания, то стоит проводить лечение тренингами в совокупности с антидепрессантами.

    Если не стараться помочь ребенку более щадящими способами, а сразу переходить к приему лекарств, то возникает большой риск проявления побочных эффектов, привыкания к препаратам, постоянного чувства сонливости и нарушения функционирования мозга.

    Влияние медикаментов на мозг

    Так как антидепрессанты признаются полностью взрослыми лекарствами и первоначально не были предназначены для приема подростками с неустоявшейся психикой, то, как повлияет на поведение последних прием данных препаратов, однозначно сказать нельзя. До настоящего времени все еще проводятся опыты и тесты, изучающие влияние лекарств на мозг ребенка.

    Большинство ученых сходятся на мысли о том, что прием некоторых таких препаратов (в частности, «Прозак») мешает нормальному развитию детского мозга, вызывает постоянное чувство тревоги, подверженность стрессовым ситуациям и невозможность контролировать свои эмоции.

    При приеме антидепрессантов в первые два месяца отмечается высокий риск возникновения мыслей о суициде, также отмечаются склонность к попыткам прервать свою жизнь.

    Именно поэтому каждый подросток, которому назначен прием таких препаратов, должен тщательно наблюдаться как родителями, так педагогами и врачами. Если отмечается усугубление депрессии, то следует незамедлительно прекратить прием препарата и искать другие пути лечения.

    Поддержка родителей

    Самым главным стимулятором в успешном курсе лечения является внимание и забота со стороны родителей. Именно они должны показать своему ребенку, что любят его таким, какой он есть, поддерживают его, ценят и будут заботиться в любой ситуации.

    Конечно же, жизнь с подростком, страдающим депрессией, под одной крышей иногда может казаться невыносимой: вы будете уставать, впадать в отчаяние, испытывать отрицательные эмоции и чувствовать себя опустошенным, неспособным помочь.

    Но, какие бы чувства вас не одолевали и как бы сильно вы не желали прекратить начатое, помните, что любимый ребенок тоже страдает, ему тяжело и он потерян. Только вместе вы сможете побороть недуг и продолжить жить прежней жизнью.

    Для того чтобы правильно выстроить свое поведение с подростком, важно как можно больше узнать о депрессии в этом возрасте: посещайте семинары, читайте литературу и задавайте вопросы врачам.

    Старайтесь всячески поощрять любую активность ребенка, приглашайте в дом сверстников из его окружения, хвалите за успехи в учебе и старайтесь не обращать пристального внимания на неудачи.

    Обязательно следите за изменениями в поведении, особенно если это связано с приемом лекарственных препаратов. Как можно больше общайтесь с ребенком, но не навязывайте ему своего общества постоянно.

    Главное, не оставляйте его бороться со своей проблемой самостоятельно, так как дети очень надеются на помощь со стороны взрослых, пусть даже и не говорят об этом прямо.

    Диагностика

    Каких-либо специальных тестов или анкет, позволяющих с уверенностью заявить, что у человека депрессия, не существует. Выявить данную проблему можно только путем беседы с проблемным ребенком, его родителями, друзьями и преподавателями. Иногда психологи прибегают к использованию нескольких ненавязчивых тестов, результаты которых могут свидетельствовать об угнетенном состоянии.

    Опытные психологи и психиатры по результатам общения могут определить насколько серьезно состояние депрессии у конкретного подростка, как с ней бороться и существует ли риск самоубийства. По статистике депрессия у подростка девочки чаще приводит к попыткам суицида, но вот доводят начатое до конца все-таки чаще лица мужского пола.

    Кроме того, мало установить причину депрессивного состояния и назначить лечение, важно еще выявить ее причины и устранить их для того, чтобы в дальнейшем не было случаев возвращения к прошедшим переживаниям.

    Негативные последствия

    Депрессия – это не только плохое настроение, а еще проблемы в социальной адаптации подростка, его поиске смысла жизни и выстраивании нормальной жизнедеятельности.

    Последствия запущенной стадии депрессии могут быть самые разные. Среди них чаще других встречаются:

    Проблемы в учебе Ребенок много пропускает, начинает отставать от сверстников. Это приводит к плохим оценкам, низкой успеваемости и оставлении на повторное обучение.
    Уход из дома Дети, переживающие состояние депрессии, склонны к побегам из дома, бродяжничеству и асоциальному образу жизни. Это не их желание так жить, а лишь крик о помощи.
    Низкая самооценка Депрессия приводит к тому, что ребенок не чувствует себя уверенно, не находит смысла в своем существовании и занятия, которое бы подошло ему в жизни.
    Злоупотребление алкоголем, наркомания В поисках пути выхода из состояния депрессии некоторые подростки пристращаются к алкоголю или наркотикам.
    Нетривиальное, противоправное поведение Ребенок в состоянии депрессии, сам не осознавая того, может искать «приключения»: совершить преступление, сесть за руль в пьяном виде, желать почувствовать опасность или близкую смерть.
    Выход агрессии через насилие Тяжелые формы депрессии вызывают вспышки неконтролируемого гнева, агрессии, что может привести к выходу негативных эмоций в отношении других людей.

    Суицид

    Еще одной тяжелой формой депрессивного настроения становится попытка самоубийства или же доведение своего умысла до конца.

    Если вы замечаете странности поведения, слышите высказывания о смерти от своего ребенка или же выслушиваете заявления о том, что он покончит жизнь самоубийством, то не стоит пренебрегать такими словами и действиями. Лучшим решением будет незамедлительное обращение к психологу или психиатру.

    Любое промедление может стоить жизни. Конечно, многие ребята, особенно находясь в депрессии, говорят о суициде, но дальше слов дело не заходит. Но, бывают случаи, когда отчаявшийся ребенок хочет привлечь внимание и все-таки совершает попытку покончить жизнь самоубийством и нередко ему это удается.

    Никогда не старайтесь списать нестандартное поведение своего ребенка лишь на кратковременные проблемы и не оставляйте его наедине со своей бедой. Для вас его чаяния могут показаться незначительными, а для него это будет самым важным в жизни.

    Чем быстрее вы распознаете признаки депрессии или намерения совершить суицид, тем быстрее вы найдете выход из сложившейся ситуации и убережете своего ребенка от необдуманных поступков.