Важность жевания для красивого лица. Причины и условия формирования патологического прикуса


Владельцы патента RU 2349295:

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для устранения инфантильного типа глотания. Способ включает формирование движений языка, обеспечивающих анатомически нормальное глотание путем выполнения комплекса упражнений с индивидуально подобранной по размеру указкой. Способ позволяет обеспечить воздействие на все основные зоны языка в последовательности, соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании, что способствует более эффективной коррекции инфантильного типа глотания. 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано в ортодонтии для устранения инфантильного глотания у детей.

Неправильное положение языка при глотании, например, вследствие привычки у ребенка сосания пальцев связано с риском развития открытого прикуса. Ребенок просовывает язык между фронтальными зубами, вызывая аномалию окклюзии, протрузию верхних резцов, нарушение речи в виде шепелявости. Эти дефекты приобретаются в течение многих лет.

Для устранения вредной привычки конструируют пластинку на верхнюю челюсть с заслонкой для языка (Кн. Стоматология детей и подростков, 7-е изд. Под ред. Ральфа Е.Мак-Дональда, Дейвида Р.Эйвери, Мед. Информ. Агентство, М., 2003 г., с.676-677).

Более обоснованными способами лечения признаны миофункциональные, когда ребенок тренируется в правильном глотании. В частности, ребенок должен сомкнуть зубы, поместить кончик языка напротив резцового сосочка и затем глотнуть. При этом мышцы расслабляются. Когда ребенок научится подобным образом глотать с помощью лингвальной пластинки с заслонкой для языка, ребенка отучают просовывать язык в образовавшуюся между зубами щель. Указанные способы имеют недостаточный терапевтический эффект и длительное время лечения.

Известен способ устранения инфантильного типа глотания, предложенный доктором Хинцем из Германии. Способ осуществляют с помощью вставляемой в полость рта вестибулярной пластинки, на которой укреплена бусинка. При этом способе ребенка обучают вращать бусинку поднятием средней части языка вверх (В.М.Чапала. Миофункциональная коррекция вестибулярных пластинок (В.М.Чапала. "Миофункциональная коррекция зубочелюстных аномалий и речевых нарушений с применением вестибулярных пластинок." Методические рекомендации).

Недостатком способа является то, что раздражение наносится на одну зону языка, а это во многих случаях не обеспечивает формирование необходимых глотательных движений языка, кроме того, эффективность лечения по этому способу достигается только у детей до шестилетнего возраста.

В качестве ближайшего аналога предлагаемого изобретения принят способ, при осуществлении которого врач с помощью "петли для языка" охватывает тело языка и, прилагая некоторое усилие, обеспечивает придание ему более переднего положения (Журнал "Ортодонтия" 2004 г. №2). Недостаток тот же, что и в предыдущем способе: воздействие только на одну зону языка, что малоэффективно.

Предлагаемым изобретением решается задача обеспечения воздействия на все основные зоны языка и на весь язык в последовательности, наиболее соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании и повышении на этой основе устранения дефектов в глотании пищи, в том числе у детей старше шести лет. Изучение этого процесса показало, что последовательность активных сокращений различных зон языка и завершающих движений всего языка совпадает с направлением прохождения пищи от входа в ротовую полость до входа в пищевод. А именно: кончик языка, его средняя часть и корневая. Завершает процесс проглатывания пищи движение всего языка.

Сущностью изобретения является обеспечение воздействия на язык и его зоны в последовательности, соответствующей соприкосновению зон языка с пищей при анатомически правильном глотании, то есть воздействуют сначала на кончик языка, затем на его среднюю часть, потом на корневую часть, а затем на весь язык. При этом воздействуют на зоны языка и весь язык с помощью двух функциональных проволочных или пластмассовых приспособлений, называемых указками, показанных на фиг.1 и 2.

На фиг.1 дан схематический эскиз указки для надавливания на кончик языка и его среднюю часть, где 1 - треугольник указки, вершина которого заовалена, 2 - П-образный выступ указки, 3 - амортизаторы, 4 - держатель. На фиг.2 дан схематический эскиз для надавливания на корневую часть языка и на всю его поверхность, где 3 - амортизаторы, 4 - держатель, 5 - заоваленный конец указки, 6 - выступы для установки указки на зубы, 7 - средняя часть указки. Амортизаторы указок обеспечивают возможность отклонения указок при воздействии на них частями языка после надавливания на них в процессе лечения и для смягчения нажатия.

Способ осуществляют следующим образом, сначала врач или медсестра объясняют ребенку, что язык можно условно разделить на три зоны, участвующие в глотании, а именно кончик языка, среднюю часть и корневую. Затем ребенку указывают эти зоны на его языке с помощью указок 1 и 2: несколько раз дотрагиваются до кончика языка треугольником 1, до его средней части языка - П-образным выступом 2, до корневой части - заоваленным концом 5 и до всей поверхности языка - средней частью 7. Эти приемы позволяют ребенку научиться ощущать расположение зон языка, а также привыкнуть к ощущению элементов указок.

После этого переходят к приемам, подготавливающим самостоятельное применение ребенком указок. Для этого после введения указки №1 в полость рта ребенка П-образный выступ 2 на ней используют в качестве опоры на небе и просят ребенка несколько раз дотянуться кончиком языка до треугольника 1 на указке. Затем в качестве опоры на небе используют треугольник 1 и просят ребенка несколько раз дотянуться средней частью языка до позиции 2. После этих приемов вместо указки №1 в полость ребенка вводят указку №2: выступами 6 ее фиксируют на шестых зубах верхней челюсти, просят ребенка несколько раз дотронуться корневой частью языка до конца 5, а затем, перевернув указку №2 позицией 5 вверх и используя позицию 1 в качестве опоры на небе, просят ребенка несколько раз дотянуться всей поверхностью языка до средней части 7 указки. Для закрепления полученных навыков и укрепления мышц языка вслед за этим проводят упражнения с обеспечением сопротивления на надавливание треугольником, безболезненно надавливают на кончик языка и предлагают ребенку несколько раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Точно так же предлагают ребенку по несколько раз поднять среднюю часть языка, его корневую часть и весь язык при надавливании, соответственно П-образным выступом, заоваленным концом 5 указки №2 и средней частью 7.

Приемы, подготавливающие самостоятельное применение ребенком указок, завершают одним-двумя циклами десятикратно повторяемых ребенком под наблюдением врача или медсестры упражнений на "надавливание-сопротивление" в указанной выше последовательности в использовании указок №1 и №2 и их элементов.

После этого ребенку выдают указки №1 и №2, индивидуально подогнанные к размерам его полости рта, и дают задания в домашних условиях ежедневно в течение 30 дней самостоятельно, многократно в течение каждого дня выполнять описанные выше упражнения на "надавливание - сопротивление". При явке к врачу через указанный период устанавливают необходимость и продолжительность выполнения упражнений в последующие периоды.

Заявителем по предлагаемому способу проведена коррекция инфантильного типа глотания у 27 детей различного возраста: от 7-и до 12-ти лет, из них у 11 девочек (таблица). Практика показала, что во всех случаях, за исключением одного, в период от 30 до 45 дней были получены положительные результаты - тип глотания был приведен к анатомически нормальному.

Рецидивов в отдаленном периоде наблюдения - до 1-го года - не наблюдалось. Что касается упомянутого выше отрицательного случая, то, как выяснилось, положительный результат у этого пациента, мальчика 7-и лет, не был достигнут из-за недостаточного внимания родителей к его лечению. Это подтвердилось, в частности, тем, что при усилении родителями внимания к обеспечению мальчиком многократности ежедневного выполнения рекомендованных упражнений через 40 дней процесс глотания у него нормализовался.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что поставленные изобретением технические задачи полностью решены: предлагаемым способом обеспечивается воздействие на все зоны и на весь язык в целом, а эффективность лечения приблизилась к 100%.

Инфантильный тип глотания у мальчика 8 лет Пети К. Проба на сглатывание слюны показала, что подчелюстные мышцы не участвуют в процессе глотания. При отпивании воды из стакана ребенком производились всасывающие движения. При открытом рте по просьбе врача ребенок смог поднять в сторону неба только кончик языка. Лечение проведено по предлагаемому способу. Сначала ребенку разъяснили и с помощью указок №1 и №2 указали на его языке три зоны: кончик языка, среднюю и корневую части. Для этого по 2-3 раза дотронулись до названных частей языка в следующем порядке: треугольником 1 до кончика языка, затем П-образным выступом до средней части, после этого заоваленным концом 5 указки №2 до корневой части, а затем средней частью 7 указки №2 ко всей поверхности языка.

После этого перешли к подготовке ребенка к освоению им упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого указку №1 опирали на небо и просили ребенка дотянуться несколько раз кончиком языка до треугольника 1. После этого в качестве опоры на небе использовали треугольник 1 и просили ребенка прикоснуться несколько раз к П-образному выступу 2. Затем вместо указки №1 вводили в полость рта ребенка указку №2 и выступами 6 на ней фиксировали на шестых зубах верхней челюсти. После этого просили ребенка прикоснуться несколько раз корневой частью языка к заоваленному концу 5 указки №2. Затем, используя поз.5 в качестве опоры на небе, просили ребенка прикоснуться несколько раз всей поверхностью языка к средней части 7.

После подготовительных приемов перешли к освоению ребенком упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого треугольником 1 безболезненно надавливали на кончик языка и просили ребенка 5-6 раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Затем такое же упражнение при надавливании П-образным выступом 2 на среднюю часть языка, при надавливании концом 5 указки №2 на корневую часть языка и при надавливании средней частью 7 на всю поверхность языка.

Инфантильное глотание

Воронина Лариса Павловна


МДОУ№152 Г. Мурманск

Червякова Наталья Алексеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ№18 Г. Мурманск
Оригинал статьи в формате MS Word (624Kb) Скачать

Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного . Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания , при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой . Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический . Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

Длительным сосанием соски,

Поздним включением в рацион твердой пищи,

Поздним прорезыванием временных зубов,

Короткой уздечкой языка,

Ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

8. Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом - располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни - 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Уважаемые родители помните, что отрегулярного выполнения Вашим ребенкомпредложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.

Пластинка MUPPY®с бусинкой

Тренировка глотательных мышц это лучший способ улучшить свою способность глотать. Вот, несколько различных упражнений разработанных экспертами в области дисфагии для реабилитации.

Упражнение Шейкер

Лягте на спину и поднимите голову, как если бы вы пытались зафиксировать свой взгляд на пальцах. В то время как вы делаете это, старайтесь не поднимать плечи. Это простое упражнение улучшает глотательные способности, если оно выполняется от 5 до 57 раз в день в течение не менее шести недель. Если это упражнение получается у вас хорошо, увеличивайте продолжительность каждого подъема головы и количество повторений.

Движение гиоидный подъем

Это довольно простое упражнение, хотя это может звучать больше как задача, выполняемая в одном из реалити-шоу. Положите несколько небольших кусочков бумаги (около 2,5 сантиметров в диаметре) на одеяло или полотенце. Затем возьмите какой-нибудь мелкий, чистый предмет в рот и начните сосать один из кусочков бумаги за кончик. Продолжайте сосать, пока есть упомянутая бумага. Делайте это над чашкой или похожим контейнером, и остановитесь, когда бумага закончится. Это позволит выплюнуть бумагу в контейнер. Ваша цель, - выплюнуть от 5 до 10 кусочков бумаги в контейнер.

Движение Мендельсона

Это простое упражнение очень эффективно для улучшения глотательного рефлекса. Оно заключается в глотании собственной слюны. Обычно, когда слюна входит в пищевод, во время глотания, ваше "Адамово яблоко" (жесткая область примерно на полпути вниз по передней части шеи) движется вверх, а затем вниз. Для этого упражнения, держите кадык в верхней точке в течение примерно 2 до 5 секунд каждый раз. Вы можете помочь ему оставаться там сначала пальцами, для того, чтобы лучше понять движение, которое собираетесь сделать. Но упражнения сможет помочь вам только тогда, когда Вы сможете задерживать кадык без посторонней помощи. Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

Глоток с полным усилием

Цель этого упражнения состоит в улучшении контакта между различными мышцами используемые во время акта глотания. В сущности, упражнение состоит в глотании. Но, когда вы это делаете, вы должны попытаться сжать все мышцы участвующие в глотания так сильно, как можете. Вам не нужно глотать пищу во время выполнения упражнения. Просто делайте это сухой глоткой. Выполняйте это упражнение от 5 до 10 раз, 3 раза в день.

Надгортанный глоток

Вы должны попробовать это упражнение без пищи в первую очередь. Когда оно будет хорошо получаться у вас, вы можете попробовать его с едой во рту. Это упражнение состоит из простых шагов. Во-первых, сделайте глубокий вдох. Задержите его, сделайте движение, как будто вы глотаете, и прокашляйтесь как бы, для устранения остатков слюны или пищи, которые, как бы, пошли вниз мимо ваших голосовых связок.

Движение супер надгортанный глоток

Это упражнение похоже на надгортанный глоток, описанный выше, но с дополнительной изюминкой. После того как вы сделайте глубокий вдох, потерпите при глотании. Создаваемое давление, помогает при глотании и увеличивает силу вашей глотательной мышцы.

По материалам сайта

Это упражнение тренирует правильное положение языка в состоянии покоя. Переходить к следующему упражнению можно лишь уверенно освоив данное упражнение.
1. Кончиком языка найди точку, обозначенную на рисунке справа, — Назовем ее «точкой покоя».
2. Она расположена прямо за верхними резцами — в 5мм за ними, где небо изгибается вверх.
3. Мягко сомкни губы и расслабь мышцы рта.
4. Не нужно стискивать или сжимать задние зубы. Держи их слегка сомкнутыми.
5. Вдыхай и выдыхай воздух только через нос.
Ежедневная тренировка выработает у тебя привычку к естественному положению языка в состоянии покоя. Помни где должен находиться язык когда ты не ешь и не говоришь.
Помни, что нужно носить Трейнер до и после выполнения этого упражнения. Тщательно промывай Трейнер после каждого использования.

Оглавление [Показать]

Значение правильного прикуса для здоровья

Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это - здоровье, красота, успехи в учебе и общении - может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.

На что влияет положение языка?

Язык принимает участие во многих важных процессах:

  • определяет вкус и температуру пищи;
  • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
  • обеспечивает глотание;
  • участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

Прикус - это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи;
  • не искажает речь;
  • не портит внешние характеристики лица.

При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании, весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

У детей, которые дышат через рот, формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано, что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы, так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
  • улучшает функцию ЦНС, за счет достаточного получения кислорода;
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

Правильный прикус и анатомическое положение языка - залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
  • Травматичные роды;
  • Недоношенность;
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
  • Искусственное вскармливание;
  • Несвоевременное введение прикорма;
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
  • Преждевременная потеря молочных зубов;
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

  • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
  • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

  • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.

Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.

Как исправить нарушения прикуса и положения языка.

Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.

Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур

  1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
  2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.

  3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

Миофункциональная гимнастика.

Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

Ношение миофункциональных трейнеров.

Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

В результате ребёнок любого возраста:

  • меньше болеет;
  • становится более выносливым физически;
  • лучше обучается;
  • становится эмоционально сбалансированным;
  • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.

Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

«Жуй-жуй! Глотай!» - знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление - инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем - 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook.

Как глотание влияет на формирование прикуса

Что важно знать родителям о функции глотания их детей? Почему неправильное глотание влияет на формирование неправильного прикуса?

Как Вы думаете, сколько мышц участвует в акте глотания? Целых 22 мышцы! При глотании работают не только челюстно-лицевые мышцы, но и мышцы глотки, а также подъязычной области. Ведь глотание – это сложный рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц пищевой комок перемещается через глотку и пищевод в желудок .

Выделяют два вида глотания: инфантильный (с рождения ребенка и до 2 лет) и соматический (от 2 лет).

Почему младенец во время приема пищи, а именно при сосании, может одновременно дышать?

Малышам присущ инфантильный (лат. infantilis младенческий) тип глотания, в процессе которого благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в ротик малыша, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку, то есть осуществляется пассивное протекание жидкости к глотке. А у взрослых это абсолютно невозможно. Ребенок рождается уже с заложенным, хорошо развитым рефлексом глотания, который перестраивается к прорезыванию молочных зубов (24-30 месяцев).

По мере прорезывания молочных зубов функция сосания заменяется функцией жевания, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический (греч. soma тело). То есть, до 2 – 2,5 лет инфантильный, младенческий тип глотания является нормальным. После прорезывания всех молочных зубов педиатры и детские стоматологи рекомендуют родителям изменить рацион питания ребенка – ввести в рацион пищу для пережевывания: фрукты, сырые овощи, подсушенный хлеб. При употреблении только жидкой или мягкой пищи, даже несмотря на наличие зубов у малыша, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

Признаки соматического глотания:

  • Губы сомкнуты без напряжения
  • Круговая мышца рта неподвижна
  • Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны
  • Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у Вашего ребенка:

  • губы не смыкаются
  • губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта
  • язык находится между зубов и отталкивается от губ (Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами – нарушение глотания)
  • участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка
  • участвуют мышцы шеи

Все это признаки инфантильного (атипичного) глотания, которое после 2 – 2,5 лет жизни ребенка не является физиологичным, а, наоборот, приводит к множеству ортодонтических проблем: ведь человек глотает около 600 раз в сутки, в том числе 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время и большинство глотков делается бессознательно. При таком частом давлении языка на зубы происходит чрезмерный наклон передных зубов вперед.

Из-за того, что язык большее время находится между зубами, формируется открытый прикус, и если даже выровнять зубы и исправить прикус, но не нормализовать положение и функцию языка, зубы снова займут прежнее положение и прикус «искривится».

При сжатии губ во время атипичного глотания происходит сильное блокирующее давление на передний участок челюстей.

В результате преобладания внешнего мышечного давления (щеки, губы) над внутренним (язык) происходит:

  • деформация зубных рядов
  • формирование неправильного прикуса
  • искривление зубов
  • нарушение артикуляции языка
  • формирование неправильного произношения звуков (чаще всего межзубной сигматизм)

При инфантильном типе глотания язык выполняет лишь самые простые движения, язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз – макроглоссия.

Причины, вызывающие атипичное глотание:

  • длительное сосание соски, соски-пустышки
  • соска подобрана неправильно (при искусственном вскармливании): большая по размеру, большое отверстие в соске, нефизилогическая форма соски и другое
  • позднее введение прикорма в рацион малыша
  • позднее или недостаточное включение в рацион твердой пищи
  • позднее прорезывание молочных зубов
  • ранняя потеря, удаление передних молочных зубов
  • частые простудные заболевания у ребенка
  • короткая уздечка языка
  • ротовое дыхание

Что нужно делать, если у ребенка наблюдается атипичное глотание?

Прийти на консультацию к ортодонту. Доктор внимательно осмотрит Вашего ребенка, установит причину и предложит соответствующее лечение в зависимости от ситуации и возраста малыша. Для маленьких детей, как правило, назначается гимнастика для губ и языка. Также существуют специальные ортодонтические аппараты для тренировки мышц. Частая практика – ортодонт работает совмесно с логопедом. Если же причина атипичного глотания в короткой уздечке языка – доктор направит Вашего ребенка на консультацию к хирургу-стоматологу для проведения пластики уздечки языка. Если у Вашего ребенка частые насморки, он спит с открытым ротиком и Вы слышите, что ребенок иногда храпит, то доктор порекомендует отвести ребенка на консультацию к ЛОР-врачу.

врач-ортодонт Антонина Фартушная